Как предотвратить потерю энергии при обслуживании больного?

Общение с больным человеком любого возраста (а уж тем более, уход) требует особых навыков и способов. Прежде всего, нужна вера в выздоровление. Или хотя бы в неухудшение здоровья заболевшего…

Эмоциональный тонус сиделки естественным образом, как и у здорового человека, подвержен отягощению. Попробуйте не сочувствовать и не реагировать на стоны, а то и просто немощь лежачего больного...

Эмоциональный тонус значительно снижается в сторону утомления, безрадостного ощущения от ежедневного физического напряжения. Сиделке приходится применять физическую силу постоянно: для мытья, обтирания, массажа, для помощи в передвижении подопечного по квартире.

Мотивы обращения за помощью сиделок разнообразны: на несколько часов, приход и помощь по определенному режиму обслуживания: в больнице или на дому, с медицинскими навыками, иногда и без оных…

Сегодня существует и такой запрос от заказчиков, как приглашение сиделки-компаньонки. Именно в такой сиделке наниматель видит возможность помочь переживаниям больного, возможность обеспечить ему полноценное общение и душевное тепло. Именно такую сиделку выделяют в качестве проводника доброты, смелости и веселости духа. А грани ее общительности представляют в умении преподнести больному интересную информацию, оградить от ненужной, излишне тревожной. В общении с пациентом она должна быть не просто разговорчивой, а психологически чувствительной, деликатной.

Обратимся к любопытному психологическому тесту. Помогает ли этот тест выявить неизбежную потерю душевной и физической энергии?

Умеете ли вы ухаживать за больным?

  • Исполняю все капризы больного
  • Говорю, что не следовало доводить себя до такого состояния
  • Страдаю вместе с больным
  • Не обращаю никакого внимания на его страдания
  • Ухаживаю днем и ночью за больным
  • Говорю, чтобы не притворялся
  • Балую больного
  • Устраиваю шикарный досуг за любые деньги

При ухудшении состояния:

  • Вызываю врача из поликлиники (в больнице дежурного доктора)
  • Думаю, а действительно ли он нуждается в столь серьезном уходе?
  • Шучу вместе с ним о его болезни
  • Предпринимаю все необходимые меры, чтобы помочь.

А можно ли вообще измерить неизбежные потери дарения собственного оптимизма заболевшему или немощному человеку?

Жалобы

Вот, допустим, жалобы больного или жалобы его родственников, уставших за ним ухаживать. Слушать их приходится бесконечно. Ну не прерывать же на полуслове человека!

Попробуйте невзначай рассказать еще более жалостливую историю, вспомнив, либо из своей жизни, либо подчерпнутую из кинофильма, литературного произведения и т. д.

Какой бы сценарий жизненных перипетий больной ни излагал в своем монологе, а радостного в жизни было, несомненно, больше, чем грустного!

Можно использовать и отвлекающую информацию. Используйте все что угодно: недавно услышанное, увиденное на улице, прочитанное... фантазируйте! Так можно отсрочить или вовсе предотвратить потерю собственной душевной бодрости, а также хотя бы на некоторое время нейтрализовать негативное эмоциональное состояние больного и его родственников.

Привычки

У каждого есть хорошие привычки и плохие. Но не всегда даже здоровый человек может распознать привычки стереотипные, отжившие, мешающие в саморазвитии. А тут в плен привычек попадает больной человек, ограниченный до минимума кругом общения...

Чаще всего больным мешает привычка излишне капризного поведения. Вряд ли стоит «перевоспитывать» таких. Это очень сложная задача. А вот ловко отстрочить такое проявление можно.

Допустим, как это было в моем опыте по уходу за 90-летней тетей. Она по давней привычке любила меня воспитывать. Тетя Вера не давала мне присесть ни на минуту: это ей принеси, то подай, то найди, не уходи. Или - «Сядь подальше!»… «Чисть картошку рядом»… То ей жарко - открой окно, то сквозняк – закрой дверь.

- Что ж, порхать, так порхать, - сказала я себе и стала с легкостью записывать ее непредсказуемые поначалу прихоти.

А потом стала вместе с ней вспоминать яркие эпизоды своего детства. Это ее чрезвычайно увлекло и настроило на благодушный лад.

Такой вот нехитрый прием вспоминания, начинающийся со слов: «А помнишь?», помог мне чрезвычайно.

На два месяца, летом мне пришлось быть «приходящей гостьей» в доме моего когда-то директора, наставника, вдохновителя по жизни. Ему в этом году исполнилось 89 лет. Я узнала, что, оказывается, два года назад его разбил паралич. Правая рука так и осталась парализованной. Он перестал разговаривать. Казалось бы, недавно, он был блестящим оратором, лектором, ученым, философом!

Мне пришлось использовать и «тетин прием», и добавить «консультирование». Например, будто бы готовлю видео о своих методах работы. Прошу своего учителя меня покритиковать, уточнить, подсказать. А однажды попросила его прослушать отобранные мною песни для круга друзей – чаепития с пожилыми людьми. Так все песни с ним и перепели! Он размахивал левой рукой в такт нашего с ним исполнения. Я увидела тот же блеск в его глазах!

Такой прием позволил мне предложить его домработнице, исполняющей и функции сиделки с проживанием, петь ему его любимые песни на грузинском языке. Кстати у нее оказался хороший голос.

Депрессия от бездействия

Думаю, каждый человек, будучи в своей жизни активным, здоровым энергичным, быстро начинает «сдаваться» от постоянного лежания или ограничений перемещения.

Сегодня можно найти видео с разнообразными упражнениями малой амплитуды для различных сегментов тела. Есть комплексы мини-пилатеса, координационные гимнастики на сочетание и развитие мелких движений. Они очень полезны. Скучно с ними не бывает. Здесь же полезными оказываются массажи, мягкие растирания.

Такое «тормошение» ослабленного тела, работа с восстановлением точек чувствительности, активизации мышечного тонуса позволяет отвлечь больного от нерадостных мыслей. А они неизбежно вертятся в голове из-за отсутствия новых источников удивления, восхищения, вдохновения.

А ещё, я считаю, что наиглавнейшим условием успешного, надёжного ухода за больным ребенком, взрослым, престарелым человеком является обращение к его внутреннему миру. Только так взаимодействие здорового человека и заболевшего, ослабленного начинает обладать магической оздоравливающей силой.

О психогигиене

И в завершении о психогигиене. Естественно, это важно и для больного, и для его родственников, и для сиделки. Мы ежедневно моем руки, придя с улицы, чистим зубы после еды. Здоровый эмоциональный тонус также нуждается в системном очищении и восстановлении.

Напишите на листке бумаги, что вас сегодня вывело из себя, или какие мысли тягостные преследуют, не дают покоя. Теперь замените их на позитивные, пусть даже фантастические, утверждения и определения и вывесите на открытый обзор для пациента. Если возражений с его стороны не будет, можно надеяться на то, что его силы для выздоровления начнут накапливаться. Если больной станет возражать и ворчать о бесполезности стремления к бодрому настрою – терпите, но за собой и своими мыслями внимательно следите. Экономьте реплики, делайте выводы и не падайте духом!

И еще наблюдение из собственного опыта. Больных с разными видами заболеваний часто называют жертвами: «жертва инсульта», «жертва инфаркта» и т. д. Не сдавайте себя и своего больного в плен этих установок. Обращайтесь вместе с больным к божественности организма. Ведь он так старается выздороветь. Нужно научиться ему не мешать, слышать его, разговаривать с ним и прислушиваться к сигналам выздоровления или хотя бы неухудшения состояния. И сотворение молитвы на выздоровление может стать очень нужной процедурой! Церковные служащие знают, что сотворенная молитва сильнее действует по сравнению с читаемой или выученной наизусть.

Любовь Богомолова


Похожие статьи